Добро пожаловать на сайт, расскажем подробно все о бильярде в России, любых новостях и мероприятиях..


Бильярдная игра «5 фишек»

Правила бильярдной игры «5 фишек» утверждены 7 мая 1997 года Всемирной Конфедерацией бильярдного спорта (WCBS).

Международные правила игры «5 фишек» дополняют регламент и устав Международного союза бильярда (UMB). Эти Правила применяются на всех официальных турнирах международного уровня, которые признаны UMB. При особых случаях игры, которые не предусмотрены Правилами, международные Правила судейства дают право выносить решение судье самостоятельно, но решение должно быть зафиксировано в протоколе встречи.

Если же в ходе игры возникают непредвиденные обстоятельства по соревнованиям, то решение имеет право принять официальный  представитель USB или же представитель ФБСР, но только после консультации с главным судьей, который является организатором и директором турнира, а также официальным представителем федерации.

032-igra-5-fishek-1

  1. Проведение разметки точек и линий

Место, где устанавливаются фишки, должны помечаться отметками (но не более пяти). Они отмечаются карандашом, мелом, чернилами очень тонко. Строго запрещается помечать такие места установкой наклеек. Необходимо отмечать:

  • Отметка верхняя – находится на расстоянии 100 мм от верхнего короткого борта (на средней линии от длинного борта 710 мм);
  • Отметка, которая расположена в центре верхней половины игрового поля – там необходимо расположить красный шар;
  • Отметка, которая находится в центре нижней части бильярдного поля, на линии, где устанавливаются шары при начальном розыгрыше (от нижнего борта на расстоянии 710 мм).
  • Нижняя отметка, которая расположена от нижнего короткого борта на расстоянии 100 мм. Здесь устанавливается шар противника, если игра идет с руки, если же верхняя отметка занята уже красным шаром и игрок в бильярд решает играть в первоначальном положении.
  • Все линии разметок по возможности делаются мелом, чернилами или карандашом очень тонко.

Иные предметы разрешается укладывать только для линий на полу:

— игровое поле делится на ½ части средней линией;

— при розыгрыше начального удара есть линия размещения шаров соперника;

— граница, которая координирует размещение ног игрока при выполнении удара с руки и начального удара в игре.

  1. Цель игры «5 фишек»

Согласно Положениям о соревновании, целью данной игры является достижение определенного количества очков. Игрок, которому удается первому набрать установленное количество очков, считается победившим и является победителем. Если совершая последний удар, игрок превышает количество необходимых очков, то счет сводится к установленному пределу. Играют в «5 фишек» партиями, но общее количество, которых должно быть нечетным во встрече. Удары должны наноситься поочередно только наклейкой кия.

  1. Розыгрыш начального удара в игре

Судья на линию розыгрыша на расстоянии от длинного борта на 30 см устанавливает шары игроков. Красный шар устанавливается судьей на отметку, которая находится в центре верхней половины стола – игрового поля. На свои места ставят и 1 центральную фишку и 4 боковые. Если игроки в бильярд не могут прийти к согласию, каким шаром играть, то судья имеет право определить этот с помощью жребия. По сигналу, который подает судья, игроки одновременно с помощью удара посылают свои битки к верхнему борту. Эти шары должны быть в движении, прежде чем один из них достигнет верхнего борта. Если это правило будет нарушено, то розыгрыш надо повторить. Игрок в бильярд, который нарушил дважды это правило, проигрывает розыгрыш шаров, то есть уже теряет право выбора на совершение начального удара (уступить право первого удара сопернику или выполнить его самому).

Розыгрыш будет считаться проигранным еще и в таких случаях:

— если шар игрока зашел на половину игрового поля соперника;

— если шар одного из игроков коснулся длинного борта;

— если шар сталкивается с несколькими фишками или с красным шаром.

Если шары останавливаются на одинаковом расстоянии или виновного не удается определить, то судья назначает повторный розыгрыш.

Игрок, чей шар оказался ближе к нижнему борту, тот имеет право совершить первый удар или отдать эту возможность сопернику.

032-igra-5-fishek-2

  1. Позиции при начальном ударе.
  • Шар игрока, который должен совершить первый удар, располагается в нижней половине игрового поля в любой его части;
  • Шар соперника должен находиться у короткого верхнего борта у верхней отметки;
  • Красный шар в центре верхней половины игрового поля на отметке.

Игрок, который первым начинает партию в игру «5 фишек», производит установку битка только кием в любой части игрового поля нижней его половины, но при этом никакая часть шара не должна заходить за линию обозначающую середину игрового поля.

Стоит следить, чтобы в момент начального удара одна нога игрока касалась зоны расположения ног или хотя бы линии, которая ограничена продолжением линии длинного борта игрового поля. После установки своего битка игрок должен произвести удар так, чтобы его шар коснулся вначале шара соперника.

В одну и ту же встречу игрок совершает удары одним и тем же битком, не имея права его менять.

Вне зависимости от количества проводимых партий, начальный удар совершается игроками по очереди до конца встречи. При начальном ударе игрокам присваиваются очки.

После второй партии назначается перерыв на 5 минут, если же встреча состоит из пяти партий – то перед «контровой», если же из пяти, то перерыв назначают перед второй и пятой партией «контровой».

  1. Правильный удар, за который присваиваются очки :

— если биток игрока вначале касается шара соперника, а затем сбивает фишки соперника шаром;

— если биток игрока вначале касается шара соперника, а затем происходит касание красного шара, потом шар соперника или / и красный шар сбивают фишки;

— если биток касается шара соперника, а затем касается красного шара, который получает удар от шара соперника, а потом фишки, сбивает красный шар и / или шар соперника;

— если биток игрока производит касание шара соперника, а потом и красного шара;

— если биток игрока касается шара соперника, потом красного шара, при этом в это же время происходит касание красного шара шаром соперника;

— если биток игрока производит касание шара соперника, а потом шар соперника касается красного шара.

032-igra-5-fishek-3

  1. Правильный удар, который не приносит очков:

Если игрок при выполнении удара битком касается только шара соперника, а тот в свою очередь не касается красного шара и не сбивает фишки.

  1. Неправильный удар, который приносит игроку очки промаха:

— тому игроку, который произвел такой удар, а также его сопернику присваивается такое же количество очков, если:

1) при выполнении удара биток игрока не коснулся шара соперника;

2) если до касания шара соперника биток игрока касается шара красного цвета, а затем красный шар и / или биток сбивают установленные на игровом поле фишки;

3) если игрок производит удар шаром соперника;

4) если биток игрока после касания любого шара соперника сбивает фишки на игровом поле, при этом шар соперника и / или красный шар также сбивают фишки;

5) если игрок совершает одну или более ошибок, которые указаны в определенном пункте, при этом во время данного удара игрок набирает очки, то все они суммируются и присваиваются сопернику.

  1. Присвоение игроку очков:

1) Значение очков фишек:

—  каждая боковая фишка – 2 очка;

— центральная фишка, которая сбита с боковой – 4 очка;

— центральная фишка сбита одна, при полном расположении фишек – 8 очков.

2) Значение очков карамболя:

— карамболь битка сначала в шар соперника, а затем в красный шар – 4 очка;

— карамболь рикошет, когда биток игрока касается шара соперника, а потом шар соперника касается ударом красного шара – 3 очка.

Для того чтобы присвоить количество очков карамболя игроку стоит принимать во внимание только выполнение первого карамболя. Для получения суммарного количества очков, которые получены при одном ударе, необходимо сложить очки карамболя и фишек. Если за один удар у игрока получены очки ошибок и положительные очки, то все очки отдаются сопернику. Судья при назначении очков называет фамилию игрока.

032-igra-5-fishek-4

  1. Отказ игрока во время партии от игры

Если игрок покидает свое место без разрешения судьи во время партии, то он автоматически проигрывает эту партию. Игроку засчитывается поражение.

Если игрок отказывается продолжать партию в игру «5 фишек» после указания судьи, то он исключается из соревнования.

 

Шары в контакте

  • Если шар игрока находится в контакте с одним-двумя шарами соперника, то игрок не имеет права посылать его на этот (эти) шары прямо.
  • Если биток находится в контакте с бортом, то игрок не имеет права играть на этот борт.
  • Для выполнения ударов игрок должен выполнять удар по битку или отделением его от шара соприкасающегося (данный удар называется «абриколь» — битком вначале о борт, а затем в шар соперника) или же ударом сверху именуемого массе, но так, чтобы шар, который находится в контакте с битком, не стронуть. Не является ошибкой, если шар, который находится в контакте с битком, шевельнется из-за того, что потеряет точку опоры, которой был ей биток (согласно правил WCBC пункт 4.1.3)
  • Если шар находится в положении «шар в контакте» и у игрока нет возможности совершить удар без ошибки, в этом случае судья должен установить три шара в начальное положение. При выполнении такого удара игрок не может получить положительные очки, он делает только отыгрыш, а соперник в этом случае после отыгрыша может получить очки ошибок или положительные очки.

Шары, которые выскочили

  • Выскочившим считается шар в бильярде, если он касается материала борта игрового поля или покидает поле.
  • Выскакивание шара как таковое считается ошибкой (2 очка).
  • Если один или несколько шаров выскакивают за игровое поле, то судья должен вернуть шары в бильярд для удара с руки, в таких случаях:

— если выскочил биток игрока, то судья устанавливает шар на отметку, которая находится возле короткого борта, противоположного тому, где находится шар соперника, который должен совершить удар с руки. Если же эта отметка оказывается занятой или закрытой, то шар необходимо установить на отметку игрового поля, которая соответствует шару , который закрыл или занят эту отметку, находящуюся у короткого борта;

— если с игрового поля выскочил шар соперника, то его необходимо разместить для удара в части бильярда, которая противоположна нахождению шара игрока, который совершил удар только что;

— красный шар, который выскочил, судья обязан установить в начальное положение на отметку, где и положено быть красному шару. Если же эта отметка закрыта или занята, то красный шар необходимо установить на место того шара, который закрывает или занимает его место. Красный шар устанавливается для удара с руки в часть бильярдного поля противоположную той, где находится шар игрока, который совершил удар только что.

 

Опрокидывание фишек

1) Фишка будет считаться сбитой, если ее основание полностью потеряло контакт с игровой поверхностью бильярдного стола;

2) Уже сбитая фишка, которая вернулась в свое первоначальное положение, будет считаться опрокинутой, а ее очки засчитаются.

3) Если фишка была сбита другой фишкой, то она считается опрокинутой.

4) Фишка не считается опрокинутой, если она сдвинута с места первоначальной установки, но ее основание остается в контакте с игровым полем. Судья должен вернуть ее в первоначальное положение до начала выполнения следующего удара.

5) Фишка не будет считаться сбитой, если она получила удар, но при этом так и не потеряла контакт с игровой поверхностью бильярдного стола.

6) Если фишка, которая опирается на биток, в результате движения битка от фишки падает, она не будет считаться опрокинутой, а при движении битка на фишку она будет считаться опрокинутой. В этом случае судья имеет полное право убрать фишку, которая опирается на любой из шаров, если это представляется возможным до очередного удара игроков.

7) Если место расположения одной или нескольких фишек частично или полностью занято шарами или шаром, то судья убирает с поля соответствующие фишки. В результате очередного удара убранные судьей фишки не учитываются и будут установлены после освобождения места их установки.

032-igra-5-fishek-5

Игра с руки

1) Если игрок в игре совершает ошибку, то его соперник может играть с руки за исключением той ошибки, когда шар игрока сбивает фишки после правильного касания шара, принадлежащего сопернику.

2) При неправильном ударе в конце судья берет в руку шар соперника, который должен совершать следующий удар, кладет его (шар) в половину игрового поля стола свободно, но она должна быть противоположной той, где в данный момент находится шар игрока, который совершил ошибку. При этом шар нарушителя должен оставаться в своем положении.

3) Игрок, который совершает удар после нарушителя, должен установить свой шар только с использованием кия во второй половине игрового бильярдного поля, где этот шар положил судья, но при этом никакая часть его не должна выходить за среднюю линию бильярда.

4) Если шар игрока-нарушителя находится на средней линии бильярда, то  шар игрока, который производит удар, свободно устанавливается в нижней половине игрового поля, как и для начального удара.

5) Игрок, производящий удар с руки, вправе решает сам, играть ему с руки в соответствии с положением вышеуказанным или потребовать у судьи установить шар на свое начальное положение, то есть на верхнюю отметку у верхнего короткого борта.  Если же это положение занято красным шаром, то в этом случае шар нарушителя устанавливается на соответствующую отметку в другой части игрового поля.

6) Если игрок в бильярд «5 фишек» при произведении удара с руки, касается своего игрового шара до того, как судья его установит, то игрок штрафуется, а удар с руки переходит к сопернику.

7) По просьбе игрока судья может показать свой игровой шар ему.

032-igra-5-fishek-6

Место игрока

Игрок, который не выполняет удар, должен ждать своего удара, сидя или стоя на местах, которые предусмотрены для этого. При этом игрок должен воздержаться от жестов, не должен производить шум, который может мешать соперникам.

Ошибки и штрафы

  • Если игрок при проведении своего удара совершает несколько ошибок, то значение каждой ошибки суммируется и начисляется его сопернику.
  • Есть случаи, когда игрок допускает ошибку со штрафом только очков карамболя или фишек без другого дополнительного штрафа или без игры с руки: если биток после правильного касания шара соперника по игре в бильярд сбивает фишки, а может быть даже, делает карамболь, судья после этого обозначает фишки. Все подобные ошибки ведут к штрафу в 2 очка, при этом плюсуются штрафные очки за карамболь и сбитые фишки.
  • Есть еще ошибки в игре, которые дают сопернику кроме упомянутых очков еще дополнительно 2 очка и возможность играть с руки, если:

А) судья устанавливает, что игрок совершил удар не своим шаром, при этом судья обозначает неправильный шар;

Б) игрок сначала попадает в красный шар с помощью битка до касания шара соперника, решение судьи – это красный шар. Дополнительный штраф может налагаться за касание красного шара – 2 очка (в итоге 4 очка): за промах дается 2 очка + 2 очка за исполнение карамболи;

В) игрок вначале сбивает битком фишки, а потом касается им шара соперника, в этом случае судья обозначает – фишки;

Г) игрок попал неправильно в шар соперника или же совсем не попал, судья обозначает  при этом шар соперника;

Д) если при выполнении удара выскакивает за пределы бильярда один или несколько шаров, то в этом случае накладывается штраф в 2 очка независимо от количества выскочивших за пределы игрового поля шаров, судья обозначает – шар выскочивший;

Е) игрок совершает удар до того момента, как все шары остановились, обозначается, как шары в движении;

Ж) игрок при проведении удара наносит удар другой частью кия, а не наклейкой; обозначается, как наклейка;

З) если при выполнении удара игрок в бильярд касается наклейкой кия шара не один раз, а несколько, обозначается касание, как двойной удар;

И) игрок прикоснулся к фишке или шару с целью почистить их от загрязнения, но не предупредил об этом судью, обозначается данное касание, как туш;

К) если игрок смещает фишку или шар косвенным (с помощью мелка и т.д.)  или прямым путем и это касание не является проведением удара, поэтому касание обозначается, как туш;

Л) игрок в бильярд бьет своим шаром на шар соперника прямо, а шар соприкасается с битком, или же играет на борт своим шаром, который соприкасается с бортом, решение – шар в контакте;

М) если при начальном ударе или ударе с руки по шару нога игрока не касается пола или же выходит за обозначенные границы всей ногой (переступает полностью или частично черту на полу). Специальную обувь в этом случае применять не разрешается;

Н) если при установке шара (битка)  для начального удара или совершения удара с руки игрок производит касание этого шара не кием, а чем-то другим, или же касается этого шара до того, как судья его установит в положение с руки, такое касание обозначается, как туш;

О) если игровой шар и / или красный шар, прежде чем коснуться шара соперника перепрыгнул через фишки, обозначается это, как перепрыгивание шара. Это происходит при условии, что ни одна фишка не будет опрокинута, проход между фишками при прокатывании шара по игровому полю не будет считаться ошибкой, а будет считаться действительным ударом, который засчитывается;

П) игрок в процессе игры касается любого шара (кроме касания своего шара наклейкой кия) или фишки до или во время или после удара с помощью кия, машинки, руки, одежды и т.д.;

Р) игрок совершает пропих, то есть толкает два шара одновременно.

 

Ошибки, которые игроку не засчитываются

Любая ошибка, которая возникла под действием третьего лица или обстоятельств непреодолимой силы именуется форс-мажором и не засчитывается игроку.