Добро пожаловать на сайт, расскажем подробно все о бильярде в России, любых новостях и мероприятиях..


Правила игры в «Кайзу» («Каролину»)

Кайза – это одна из разновидностей игры в  бильярд, которая распространена на территории Финляндии. Страной, в которой возникла эта игра, является Россия и по стилю игры она достаточно близка к русской пирамиде.

Особенности игры в кайзу

Однако существенными отличиями от иных игр является использование шаров более крупных в диаметре – 68 мм и маленьких луз, диаметр которых достаточен для того, чтобы в него попал шар, а также тяжелых и длинных киев. Стоит отметить, что стол для игры в кайзу также имеет иные размеры, чем стол для русской пирамиды. Длина стола – 10 футов, что на 2 фута короче, чем классический стол для бильярда «Русская пирамида». Играть в такой бильярд могут как два человека, так и целая команда.

Для игры необходимы 5 шаров:

— 1 желтый – «кайза»;

— 2 белых – битки: один шар имеет одну черную точку, второй – две;

— 2 красных шара.

009-kaiza-4

Как уже было сказано выше, шары для кайзы необходимы большего диаметра, а именно 68 мм. Но тут стоит учитывать и вес. Для игры в кайзу шар легче, чем в пирамиду – 220 грамм против 280 грамм, а это влияет на вращение и раскат шаров на игровом поле. Использовать шары для пирамиды в эту игру нецелесообразно.

Кий для кайзы используется формы общепринятой, но длина с учетом удлинителя не должна быть более 180 см. Использование дополнительных приспособлений запрещено.

В партии участвуют два игрока, у каждого из которых есть по битку с отличным количеством нанесенных точек (белые шары с одной и двумя точками).  Розыгрыш начального удара  такой же, как и в пирамиде, но условие – цветные шары должны быть на своих отметках.

009-kaiza-1

Таблица расстановки шаров перед начальным ударов и начисление очков

По команде судьи оба игрока производят удары в короткий задний борт из дома. Выигрывает тот игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, остановился ближе к переднему борту. Проигранным считается розыгрыш, если:

— шар упал в лузу;

— шар задел длинный борт;

— шар перешел на сторону противника;

-шар задел цветной шар.

Игрок, который получил право первого удара, может начать игру или же уступить это право сопернику.  В любом случае, тот игрок, который начинает игру, использует биток с одной точкой, а игрок второй – с двумя. Меняться битками на протяжении игры нельзя. Подходы к столу происходят поочередно. Перед ударом каждый игрок должен объявлять заказ.

Заказ  — это указание прицельного шара, контактов битка, лузы, прицельного шара с бортами, карамболей, комбинаций, соударений.

Карамболи после сыгранного прицельного шара не заказываются. Игрок может заказать только прицельный шар, возможные контакты с бортами и лузу.

Стоит напомнить, что карамболь – это удар, который выполнен битком по другим шарам после того, как был сыгран прицельный шар.

Если заказ исполнен верно, то игрок продолжает ход. Если шар не забит или забит не в соответствии с заказом, то игра переходит к сопернику.

При выполнении удара по битку, нога игрока, хотя бы одна, должна касаться пола.

Правила начисления очков

Начисление очков при игре в кайзу осуществляется по следующей схеме:

009-kaiza-2

Если карамбольный мяч в результате комбинации попадает в лузу, то его стоимость прибавляется к счету.

Запрещено играть кайзу (желтый шар) два раза подряд в среднюю лузу. Это не относится к случаям, когда кайза сыграна в среднюю лузу после карамболя, после комбинации от одного или более бортов.

Если прицельный шар сыгран с карамболем от другого шара, ли после комбинации соударений, то карамболи не суммируются. Если кайза забита от бортом одного-двух-нескольких или после нескольких соударений в комбинации, то к счету игрока добавляется 6 очков. В любом случае за один удар допускается один карамболь или одна результативная комбинация. Но они не должны комбинироваться, повторяться в течение одного удара. Очки в этом случае суммироваться не будут.

Начальный удар

После розыгрыша игроками начального удара, игрок который проиграл или уступил право удара, имеет право установить биток с двумя точками в любом месте игрового поля на дальней половине от дома или за центральной линией.  Запрещены  для размещения битка места, преграждающие путь к лузе, расположенной в углу игрового поля, куда второй игрок может сыграть кайзу (желтый мяч).

009-kaiza-5

Игроку нельзя забивать в среднюю лузу, а также играть красный шар, который стоит на линии дома – передней отметке.  При начальном ударе в дальние лузы играется красный шар или кайза.

Победитель розыгрыша выполняет удар битком из дома с одной точкой, при этом располагая биток по своему желанию.  Перед выполнением начального удара выставление битка в доме должно соответствовать правилам, исключением только является расположение корпуса игрока.

Окончание игры в кайзу

Счет игры в кайзу продолжается до 60 очков. Если игрок в процессе игры набирает 60 и более очков, ему присуждается победа. Последним ударом партии может быть результативный удар, кроме простого сыгрывания без карамболей белого шара.

Особые ситуации:

— максимальное количество штрафных очков в турнире равно 60;

— если игрок без карамболя забил белый шар и набрал 60 очков, игра продолжается, и игрок продолжает подход до перехода хода к сопернику или до правильного окончания игры;

— если игрок набирает 59 очков и больше, но завершающий удар белым мячом не имел карамболя, игра продолжается и ему начисляется 2 очка, а право следующего хода переходит к сопернику.

Выставление шаров в игре кайза

Выскочившие за пределы игрового поля шары, а также забитые, следует выставлять следующим образом:

А) белый шар – его можно поставить в любое место дома, при чем первый игрок выставляет шар с одной точкой, а второй игрок – с двумя;

Б) красный шар ставится на переднюю отметку, являющуюся серединой линии дома, если же это место занято – на заднюю отметку;

— на центральную отметку;

— на отметку у переднего борта, на расстоянии шара по центру от борта;

— на отметку у заднего борта, на расстоянии шара по центру от борта.

В) желтый шар (кайза) – ставится на среднюю отметку, если же она занята, то подобно красному шару.

Если кайза не может быть выставлена игроком на центральную отметку, то желтый шар выставляется по вышеизложенным правилам. Кайза возвращается на центральную отметку, как только там освободится место, но при условии, что желтый шар не был сдвинут с места. Выставленный шар должен стоять обособленно, то есть не касаясь иных шаров.

Расположение в доме битка

При выставлении битка в дом, игрок должен расположить его до линии дома или на ней, но недопустимо располагать биток за линией. Корпус тела игрока при этом не должен выходить за края длинных бортов игрового поля. Играя с руки, разрешается игроку бить прицельный шар от борта в среднюю лузу или просто в угловую. Атака должна проводиться по тем шарам, которые расположены вне дома. Если красный шар расположен на передней отметке, допускается его атака при условии удара от борта и при соблюдении удара в часть борта вне дома.

009-kaiza-6

Удар считается выполненным неправильно, если биток не пересек линию дома. В этом случае назначается переигровка. Правильно выполненный удар – попадание битка по прицельному шару, который расположен вне дома или на линии дома.  Если игрок объявляет заказ с первоначальным ударом битка в борт, то производится этот удар в часть борта вне дома.

Назначение и выполнение пенальти

Если во время проведения турнира игра не завершилась за 60+5 минут, то победителя определяют серией пенальти. По истечению 60 минут игры рефери обязан объявить игрокам, что остается 5 минут. После 65 минут турнира должен быть объявлен победитель. Если его не удалось выявить, то каждому игроку назначается по два подхода к столу. Завершающим обязательно должен быть тот, у которого на битке изображено две точки. Затем начинается серия пенальти.

Для проведения пенальти с игрового поля необходимо убрать все шары кроме битка и кайзы. Среди игроков проводится еще один розыгрыш первоначального удара и победитель решает, кто начинает партию. Опять, как и в стандартной игре в кайзу, первому игроку достается биток с одной точкой, второму – с двумя. Удар производится из дома в угловую лузу в соответствии с правилами. Если кайза была забита игроком без нарушений, то ему назначается 6 очков, которые прибавляются к уже имеющимся. Игрок продолжает ход пока не наберет 60 очков или же пока ход не перейдет к сопернику.

При переходе хода к сопернику, например, при промахе, второй игрок повторяет процедуру, пытаясь заработать 60 очков. Если игрок попал битком в лузу, из его счета вычитается 6 очков. В серии пенальти разрешается каждому игроку дается 10 подходов к игровому полю, чтобы набрать необходимые 60 очков. Первый, кто это сделал и является победителем, вне зависимости от того, что начал партию.

Если после 10 подходов ни одним из игроков не было набрано 60 очков, то объявляется победителем тот, у кого очков больше. При равенстве очков игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не допустит штраф или не сыграет кайзу – «внезапная смерть».

Если матч завершается по «внезапной смерти», то следует учитывать следующие особенности6

— если игрок забил желтый шар (кайзу), но на его счету нет 60 очков, то подход продолжается, чтобы набрать необходимые недостающие очки или передать ход сопернику. Второй игрок в этой ситуации имеет один подход, чтобы победить или сравнять счет. Если в этом подходе соперник проигрывает, не забив кайзу, то победа присуждается первому игроку.

— если игрок забил кайзу и набрал 60 очков и более, что он является победителем и сопернику право удара не передается.

009-kaiza-7

Штрафы

Штраф налагается на игрока в кайзу при падении своего битка в лузу или при выбивании его за пределы игрового поля, по таким схемам:

— если биток не коснулся ни одного шара – 2 очка;

— если коснулся сначала красного шара – 3 очка;

— если коснулся сначала желтого шара – 6 очков.

Если игрок коснулся шара любой частью одежды, тела или кием, то на него накладывается штраф с переходом хода к сопернику.

При допущении ошибки, игрок теряет право хода и продолжит лишь после похода соперника.

Очки не начисляются за:

— сыгранный на скате по борту шар;

— сыгранный с перескоком прицельный шар;

— сыгранный с пропихом или с двойным ударом прицельный шар;

— за простое сыгрывание шара, который прижат к борту. Но это не касается случая, если поверхность прицельного шара пересекает точку закругления резины;

009-kaiza-3

— за сыгрывание шара карамболем от прицельного шара, который прижат к борту.

Если игрок во время игры использовал не свой биток, то он имеет полное право оставить себе очки, которые были набраны до обнаружения данного недоразумения. За последний удар, который выполнен не своим битком, очки не начисляются, а право хода переходит к сопернику.

Если судья игры решит, что фол был преднамеренным и дал игроку преимущества, то он вправе вернуть шары на исходную позицию и дать право хода сопернику.

Особые ситуации

Если прицельный шар останавливается у лузы, а затем падает, пока один из шаров находится в движении, то шар считается забитым по правилам.

Если биток соприкасается с другим шаром, то его следует отбить от этого шара. Если же сделать этого невозможно, то допускается исполнение удара по стоящему вплотную шару, при условии, что шар не будет мешать атаке соперника.

Покинувшим игровое поле считается шар, который коснулся части стола вне игровой зоны (деревянные части борта).

Если шар падает спонтанно в лузу, то его положение восстанавливают на обычной отметке.

Если карамбольный шар покидает игровое поле, то ход переходит к сопернику, а игроку начисляются очки за сыгранный прицельно шар по правилам.

Не считаются частью борта губки, внутренние лузы.